Утверждаю:
Директор школы
___________ /Иванова И.С./
План
воспитательной работы
МОБУ «Тулагинская средняя
общеобразовательная школа
им. П.И. Кочнева»
на 2015 – 2016 учебный год
Цели и задачи на 2015-2016 учебный год
Формирование физически и нравственно здоровой личности, образованной, культурной, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации, чётко осознающей свои права и обязанности, способной реализовать себя в социуме.
Задачи, которые мы ставим перед собой для достижения поставленной цели:
- Воспитывать у обучающихся культуру здоровья и сознательное отношение к непрерывному физическому самосовершенствованию;
- Развивать интеллектуальные способности обучающихся через разнообразие форм образовательной и внеурочной деятельности;
- Воспитывать у обучающихся духовно-нравственные основы и толерантность, чувство собственного достоинства, культуру жизненного самоопределения;
- Воспитывать патриота и гражданина своей страны;
- Развивать ученическое самоуправление как воспитательную среду школы, вовлекающую школьников в общественно-ценностные отношения;
- Осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей.
Воспитательные задачи по ступеням обучения:
I ступень (1-4 классы):
- Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
- Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности и потребности в творческой деятельности;
- Воспитание общительности, коллективизма, духа товарищества и сотрудничества;
- Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о Родине, окружающем мире;
- Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений;
- Воспитание любви к чтению, природе, здоровому образу жизни, развития любознательности.
II ступень (5-9 классы):
- Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и в преодолении трудностей подросткового возраста;
- Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей, создание ситуаций успеха;
- Создание условий для поддержки стабильного здоровья учащихся;
- Формирование гражданских, патриотических качеств личности.
III ступень (10- 11 класс):
1.Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся;
2.Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самореализации и самоопределения;
3.Дальнейшее физическое и духовное развитие личности;
4.Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование коммуникативных, нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
Направления воспитательной работы:
- Традиции школы;
- Гражданственность и патриотизм;
- Нравственность и духовность;
- Спортивно-оздоровительное воспитание;
- Интеллектуальное воспитание;
- Экологическое и трудовое воспитание;
- Профориентация и профпропаганда;
- Профилактика правонарушений;
- Работа с семьей и социальное партнерство;
- Развитие детского самоуправления;
- Дополнительное образование;
- Работа МО классных руководителей.
I. Традиции школы
Сентябрь – День знаний, Праздник урожая, День рождения школы, Месячник безопасности дорожного движения, Кросс наций, День государственности.
Октябрь – День Учителя, День самоуправления, Месячник профилактики правонарушений, Месячник психологического сопровождения.
Ноябрь – Антинаркотический месячник Классные коллективные поездки
Декабрь – Конкурс новогодних рисунков «Символ года» Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку из бросового материала Новогодний вечер
Январь – Каникулярные мероприятия.
Февраль – Месячник военно-патриотического воспитания, Смотр песни и строя, Военно-спортивная игра «А ну-ка, парни!», Уроки мужества.
Март – Международный женский день, Масленица.
Апрель – Месячник экологического воспитания, День здоровья,
Май – Вахта памяти. Парад ко дню Победы, Ысыах.
II. Гражданско-патриотическое воспитание
Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности.
Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические.
Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Таким образом, реализация направления по гражданско-патриотическому воспитанию позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.
Цель:
Развитие системы гражданско-патриотического воспитания учащихся, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающий мир.
Задачи:
— формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
— формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
— обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
— формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
— воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
— проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Реализация направления
Действенными проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть мероприятия и проекты, направленные на:
- развитие диалога между поколениями, исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона;
- развитие компетенций в сфере межкультурных коммуникаций, диалога культур, толерантности;
- формирование уважительного отношения к труду, человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на повышение потребности в определении своего места социально-экономическом развитии российского государства;
- развитие гражданского диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания (соучастие в проведении общественно-значимых мероприятий, профессиональных и региональных праздников).
Ожидаемый результат:
- повышение социальной активности учащихся, гражданской ответственности, их готовности к духовному и экономическому возрождению родного края;
- создание и развитие системы гражданско-патриотического воспитания в школе через интеграцию учебной и внеурочной деятельности.
III. Духовно-нравственное воспитание обучающихся
Духовно–нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, помогает усваивать нормы поведения в обществе.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.
Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приёмы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Цель:
Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственной, толерантной личности, готовой и способной к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, к творчеству и самоопределению, обладающей объективной самооценкой, уважительно относящейся к другим людям.
Задачи:
- Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности, доброты, честности, желания заботиться о ближнем, уважения к старшим;
- Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений;
- Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
- Воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности;
- Способствовать воспитанию положительного отношения к школе, коллективной жизни;
- Укреплять веру каждого воспитанника в свои силы и возможности.
Ожидаемый результат:
- Создание системы духовно-нравственно воспитания обучающихся, способствующей осознанию школьниками ответственности за себя и за окружающий мир, умению самоопределиться;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников;
- Развитие высоконравственной, толерантной личности;
- Раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся.
IV. Спортивно-оздоровительное воспитание
Чтобы вырастить жизнелюбивого и здорового человека, необходим особый образ жизни – здоровый. Поэтому в этом учебном году данное направление является одним из приоритетных.
Цель:
Работа, способствующая сохранению и укреплению здоровья учащихся, создание условий для снижения уровня заболеваемости, формирование ценностей здорового образа жизни.
Задачи:
- Организация системы мониторинга здоровья учащихся на каждой ступени обучения;
- Формирование мотивации здорового образа жизни;
- Разработка и реализация системы педагогических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков;
- Создание банка идей, обобщение и распространение опыта работы по укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса;
- Пропаганда и организация здорового образа жизни, создание реальных социально – психологических условий и социально-гигиенических условий в школе, способствующих укреплению здоровья;
- Установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний.
V. Интеллектуальное воспитание обучающихся
Цель: Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование положительного отношения к учебе, знаниям, науке через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, выбор индивидуальной траектории в образовательной среде школы.
Задачи:
- Формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности в рамках деятельности объединений и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.;
- Формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся);
- Формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
- · Ожидаемый результат:
- Возрастание роли внеурочной деятельности;
- Создание комфортных условий для совместной работы ученика и учителя;
- Развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей обучающихся.
VI. Экологическое и трудовое воспитание
Цель: Формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие Задачи:
- Воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- Активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
- Организация систематических контактов обучающихся с окружающей природной в среднихи старших классах;
- Формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
- Содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;
- Усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
- Вовлечение всех групп обучающихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем родного наслега, города.
Ожидаемые результаты:
- Эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
- Возрастание познавательного интереса обучающихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
- Активизация познавательной деятельности обучающихся;
- Вовлечение обучающихся в практическую деятельность;
- Формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
- Привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
VII. Профориентация и профпропаганда
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
- выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
VIII. Профилактика правонарушений
- Создание благоприятного микроклимата для обучающихся школы;
- Развитие социальной и правовой активности учащихся;
- Психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений;
- Коррекционная работа с детьми девиантного поведения.
IX. Работа с семьей и социальное партнерство
Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями.
Основной формой работы школы с родителями являются общешкольные родительские собрания и работа Родительского совета школы, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.
Соответственно целью воспитательной работы является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. Осознание обучающимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи данного направления на новый учебный год являются:
- создание единого школьного коллектива;
- привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классными руководителями;
- привлечение родителей к управлению школой;
- создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания ученика.
X. Развитие детского самоуправления
В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций»
Задачи, которые традиционно ставили педагоги, развивая самоуправление, были самые разные. Авторитарная педагогика основными из них считала: включение учащихся в решение педагогических задач, укрепление дисциплины силами учащихся, освобождение педагогов от ряда управленческих функций. Основанием для этого было выполнение школой социального заказа на формирование послушной конформистской личности.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся» Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни» От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого школьника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение потребностей зависит от достижения этой цели.
XI. Дополнительное образование
Цели:
- обеспечение прав личности на развитие и самореализацию,
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей,
- развитие мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества, обеспечение общественной солидарности.
Задачи:
- Увеличение охвата детей услугами дополнительного образования;
- Повышение качества дополнительного образования;
- Обновление содержания дополнительного образования в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и потребностями семей, изменениями технологического и социального уклада.
XII. Работа МО классных руководителей
Для того, чтобы воспитательная работа в школе приносила положительные результаты и подготовила классного руководителя к активному участию в методической работе, повлияла на рост его профессионального мастерства, необходимо:
— ознакомить классных руководителей с направлениями воспитательной системы школы;
— ознакомить классных руководителей с должностными обязанностями.
Задачи деятельности классных руководителей в воспитательной работе:
- способствовать формированию интереса и стремлений классного руководителя к активной творческой деятельности в своем классе;
- формировать потребность в качественном проведении любого внеклассного мероприятия;
- развивать коммуникативные умения педагогов, умение работать в системе «учитель-ученик-родитель».