Публичный отчет 2012-13 учебный год

Производственное воспитание в МОБУ Тулагинской СОШ им П.И. Кочнева

Илларионова Т.Е. зам.дир по агротехнологической школе

Илларионова Л.Г. зам.дир по учебной работе

В настоящее время, с введением ФГОС нового поколения в российских школах, система образования развивается в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Проблема подготовки сельских школьников к жизни и труду в сельской местности сохраняет свою повышенную актуальность. Остановить спад сельскохозяйственного производства, достичь социально-экономической стабильности, а затем и дальнейшего развития России можно лишь на путях эффективного формирования нового сельского труженика — свободной, высокоинтеллектуальной, профессиональной и духовно богатой личности

В решении этих проблем ведущую роль занимает образовательной область с агротехнологическим профилем, призванной обеспечить базовую подготовку учащихся к современному агротехнологическому производству, созданию оптимальных условий для развития личности..

Решением экспертной комиссии Союза агропрофилированных школ РС(Я) от 14 марта 2008 г. МОУ Тулагинской СОШ им П.И.Кочнева  присвоен статус « Средняя общеобразовательная школа с агротехническим  профилем (агрошкола).

В нашей школе обучение школьников начинается с формирования представлений о роли трудовой деятельности в создании объектов окружающего мира и развития мелкой моторики рук в начальной школе и завершается в основной школе приобретением компетентности в трудовой и хозяйственно-бытовой сферах, а также компетентности в сфере профессионального самоопределения

Механизмами обеспечения  самореализации личности сельского школьника являются учебно-воспитательная, поисково-исследовательская, учебно-производственная и предпринимательская сельскохозяйственная деятельность агрошколы. В результате интегрированной организации управления учебно-воспитательным процессом и видами сельскохозяйственного учебно-производительного труда учащихся формируется социально- педагогическая среда, соответствующая реалиям жизни села  с рыночной экономикой.

Для воспитания будущих хозяев современного села, для формирования позитивных мотивов школьников к трудовой, познавательной, предпринимательской, социально-партнерской деятельности на селе в учебном плане введены курсы : «Агротехнология», «Приусадебное хозяйство», «Предпринимательство и бизнес».

Агротехнология ведется с 1-го по 11 класс, где по ступеням имеются разделы: цветоводство, овощеводство, вермикультивирование, животноводство. Здесь  обучающиеся знакомятся с полным технологическим циклом получения 2-3-х видов наиболее распространенной растениеводческой продукции нашего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; с агротехническими особенностями основных сортов сельскохозяйственных культур нашего региона. Также изучают  технологический цикл получения животноводческой продукции; биологические и хозяйственные особенности основных видов сельскохозяйственных животных нашего региона; общие требования к условиям содержания животных; наиболее распространенные и наиболее опасные болезни сельскохозяйственных животных и меры их профилактики. Практические занятия дают возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обработки  почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней; заготовки, хранения, подготовки кормов к скармливанию; первичной переработки продукции животноводства.

« Приусадебное хозяйство» ведется в 5-7 кл, « Предпринимательство и бизнес»  в 8-11 кл, где учащиеся  обучаются эффективному ведению домашнего хозяйства в сельских условиях, основам знаний фермерского дела,  эти курсы рассматривают сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии. Учащиеся должны самостоятельно находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии; построить  план профессиональной карьеры, определять выбор пути продолжения образования или трудоустройства.

Внедрение ресурсосберегающих технологий представляется весьма актуальным также с точки зрения экологии, ввиду катастрофического уменьшения запасов энергопроизводящего сырья. Недооценка экологических факторов уже привела к очень неблагоприятным изменениям в экологической обстановке, снижению плодородия почвы, загрязнению окружающей среды. В связи с этим в старшей ступени школы, в часах ВАД, в предметах школьного компонента по математике, физике, ИКТ имеются разделы «Энергосберегающая технология сельскохозяйственного производства», где изучается совокупность физических, механических и химических воздействий на растения, почву и окружающую среду с целью получения оптимального урожая с наименьшими затратами труда и средств.

Предпрофильная подготовка оуществляется через курсы ВАД: «Практическая  математика», «Физика вокруг нас», «Химия в быту», «Дизайн», «Робототехника»

На каждом предмете, на занятиях ВАД вводятся элементы агропрофиля, прививается любовь к родному краю, уважение к труду, к работникам сельского хозяйства.

 В старшей ступени школы предметы химия и биология изучаются на профильном уровне, что  повысило  процент сдачи ГИА и ЕГЭ по данным предметам. В этом учебном году в 9 классах биологию сдали 4 ученика на 100%,качество -25%; химию 9 уч-ся на 100%, качество 77%. В 11 классе 8 уч. сдавали биологию и химию на 100%.

Школа целенаправленно ведет  профориентационную работу, за последние годы мы обучили и выдали  свидетельства по  через учреждения начального профессионального образования по специальностям:

1.     мастер-столяр  широкого профиля – 25чел.

2.     операторов ЭВМ-5 чел.

3.     кассир торгового зала-25 чел.

4.     водитель  категории «В» — 23 чел.

Учащиеся активно  занимаются научно-исследовательской деятельностью, принимают участие в творческих конкурсах, проектах, научно-практических конференциях городского, республиканского, федерального уровней.

Летом под руководством известного картофелевода Эверстовой У.К. идет работа по размножению районированных сортов картофеля , в будущем планируем поставлять небольшим крестьянским хозяйствам семенной картофель. По итогам наблюдений  хорошо зарекомендовали себя следующие сорта картофеля: Вармас, Адретта, Розара, Невский. По агропрофильному направлению  обучающиеся успешно выступали на НПК по темам: «Болезни картофеля», « Вермикомпостирование», «Энергодобро жителям села»,  «Размножение картофеля настоящими семенами»,  «Отзывчивость на удобрения крупноплодной земляники местной селекции», «Республиканский плодово-ягодный питомник», «Сорные растения на посадках картофеля», «Выращивание салата в зимнее время», « Мониторинг по динамике элементов питания почвы на 16 подворьях Тулагино» и другие.

По последней работе группа учащихся обследовала состояние почвы картофельных полей частников: брали пробы с картофельных полей на анализ, определяли состав почвы, давали рекомендации по внесению навоза, минеральных веществ, песка.

 Учащиеся и  учителями с ранней весны выращивают цветы для оформления пришкольного участка школы и для поставки в город. В прошлом году  для международных спортивных игр «Дети Азии» мы вырастили 6.000 штук рассады цветов: петунии, шафраны, анютины глазки, кохии, сальвии, львиный зев. На пришкольном участке разбили учительский сквер, для оформления обучающиеся и учителя  применяли знания по ландшафтному дизайну и  создали красивый сквер, который будем дальше усовершенствовать. В этом году сквер завоевал Грант главы г.Якутска по номинации  «Лучший двор образовательного учреждения»

Каждое лето при  школе действует  лагерь труда и отдыха дневного пребывания «Кэнчээри», где осуществляются различные направления и формы социально-педагогической деятельности  с целью углубления практической направленности агротехнологического образования. Лагерь работает 3 сезона, охват детей от 250 до 300.

В настоящее время в сельской местности наблюдаются проблемы в условиях хозяйственно-экономической деятельности, снижается уровень материального обеспечения селян,  под угрозой образовательные перспективы детей из малообеспеченных земель. Поэтому в первую очередь вовлекаем в лагерь детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей- сирот, опекаемых, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Деятельность  лагеря направлена на укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного питания; на нравственное воспитание, профилактику правонарушений, привитие трудовых навыков. Виды деятельности лагеря «Кэнчээри»: трудовая, познавательная, экологическая, спортивно-оздоровительная, работают отряды по направлениям:

1.     Волонтеры оказывают социальную помощь населению, принимают участие в благоустройстве и озеленении села. Учащиеся помогают пожилым и одиноким людям в сельхозработе на их подворьях; для уборки села проводили акции « Чистый пляж», « Береги Круглое озеро», « За чистоту Священных мест с.Тулагино»

2.     Вермикультивирование- выращивание калифорнийских червей для получения биогумуса. Мы организовали участок на базе школы по утилизации отходов органического происхождения с выходом экологически чистой продукции –удобрения «вермикомпост». За год  переработано 900 кг отходов животноводства, 200 кг школьных отходов; получено 750 кг тонн вермикомпоста для использования на пришкольном участке.  В 2012г в г. Чебаркуль Челябинской области наш проект по вермикультивированию на Российском конкурсе исследовательских, социальных и художественных проектов занял 1 место.

3.     Овощеводы выращивают картофель, капусту, огурцы, помидоры, кабачок, морковь, свеклу, укроп, петрушку; осуществляют  посадку рассады, уход, полив, подкормку, рыхление, окучивание. уборку и реализацию продукции. В этом году получили 32 тонны картофеля, 500 кг. капусты, по  800 кг огурцов и помидоров, 200кг моркови, 200кг свеклы, 140 кг зелени. В этом году посадили 400 кустов черной смородины, имеем 75 кустов районированной земляники, что позволяет учащимся заниматься уходом за плодово-ягодными культурами.

4.     В этом году впервые   создали  бригаду сенокосчиков из 20 учащихся на 2 сезона, заготовили 15 тонн сена для крупного рогатого скота. Бригада  успешно работала под руководством учителя физкультуры Атласова А.В., за трудовое лето мальчики окрепли, обрели мужество, трудолюбие, выдержку, терпение.

 Директор школы Иванова И.С. и зам.директора по агрошколе Илларионова Т.Е для эффективности учебно-воспитательной работы привлекают социальных партнеров в виде государственных и общественных организаций, научных учреждений, сельхозпредприятий.

 —  Управление сельского хозяйства  городского округа «город Якутск»;

—  Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия);

—  Центр занятости г. Якутска;

—  Управление социальной защиты Городского округа «Город Якутск».

—   их отзывы;

АУДО «Бизнес-школа» Республики Саха (Якутия) при Министерстве предпринимательства Республики Саха (Якутия);

—  Общественная организация «Центр экологического просвещения РС(Я) «Эйгэ»;

—  Якутская государственная сельскохозяйственная академия;

—  Якутский сельскохозяйственный техникум;

—  Якутский профессиональный лицей №7;

—  Якутский технологический колледж сервиса;

—  Якутавтотранс

—  Крестьянское хозяйство «Сайдыы», председатель Васильева Н.Н.;

—  Крестьянское хозяйство «Эргис», председатель Федоров И.Ю.;

—  СХПК «Эрэл», председатель Тимофеев П.В.;

—  СХПК «Павлов В.Я.», глава хозяйства Павлов В.Я.;

—  ЧП “Фермер”, руководитель Ефремов В.Н.;

—  ОАО «Туймаада-Агроснаб», Ген. директор Борисов И.А.;

—  СХПК «Союз картофелеводов и овощеводов Якутии», председатель Фомин В.М.;

—  Ассоциация молодых фермеров РС(Я);

—  СХПК «Тулагинская агрошкола»;

—  Научно-исследовательский институт сельского хозяйства РС(Я);

—  Республиканская проектно-изыскательная агрохимическая станция;

—  КХ «Боччуо» Мегино-Кангаласского улуса 

—  КХ «Григорий Эм»

Рыночные отношения в нашей стране, переход общества в новое качественное состояние, темпы развития научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке. В этой связи агротехнологические школы могут внести достойный вклад по производственному воспитанию молодежи.