На основании Постановления Главы города Якутска «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков в 2016 году», в целях принятия практических мер по улучшению защиты интересов семьи и детства, созданию условий, способствующих оздоровлению, воспитанию и занятости детей и подростков в летний период и приказа по управлению образования «Об организации работы лагерей с дневным пребыванием и лагеря труда и отдыха для детей и подростков общеобразовательных учреждений города Якутска в летний период 2016 года» был издан приказ на базе МОБУ «Тулагинская средняя общеобразовательная школа им.П.И.Кочнева» на основании, которого была организована детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей.
-За одну смену оздоровилось 120 обучающихся. Возраст детей от 7 до 17 лет. Продолжительность смены 21 день. Летний лагерь посещали дети из семей с малым достатком, ребята, которые по возрасту выбыли из детского сада, а также дети из неблагополучных, многодетных семей.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
• проблема летней занятости детей;
• укрепление здоровья учащихся.
В программе летнего лагеря «Кэнчээри» использовались принципы, заложенные в воспитательной системе школы:
• принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
• принцип творческого отношения к делу;
• принцип добровольности участия в делах;
• принцип учета возрастных особенностей детей;
• принцип доступности выбранных форм работы.
Реализация целей и задач смены осуществлялось по программе . Каждый отряд планировал свою работу с учётом общелагерного плана.
В течение смены планировалась реализация программы по этапам:
• Организационный;
• Практический;
• Итоговый;
Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Задачи программы:
1. Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
1. Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого,для изучения природы и истории родного края.
2. Организация совместной деятельности детей и взрослых и содействия в проведении исследовательской работы учащихся.
3. Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.
4. Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
5. Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
Профилактическая деятельность мероприятий по оздоровительному направлению, пожарной и дорожной безопасности в лагере дневного пребывания велась педагогами совместно с медработником школы, а также с привлечением инспекторов ПДН. Проведено много бесед с детьми по профилактики педикулеза, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний, отравления ядовитыми ягодами и растениями, детского травматизма, клещевого энцефалита, вредных привычек, о здоровом образе жизни, постоянно вёлся контроль за санитарным состоянием помещения лагеря. Несколько мероприятий были проведены в форме ежедневных пятиминуток по гигиене, привитию ЗОЖ, правил безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Для поддержки и укрепления здоровья обучающихся проводилась диагностика состояния здоровья детей на начало и конец оздоровительной смены. Обследование состояния здоровья проводилось совместно с мед. работником школы. На основе анализа состояния здоровья идет коррекционная работа в течение всего летнего оздоровительного периода.
В начале смены подготовлены списки детей с распределением по группам здоровья, физкультуры, физического развития, с индивидуальными рекомендациями по оздоровлению. В начале и конце смены детям проведена антропометрия. Определено физическое развитие. Ребята осмотрены на педикулез и чесотку. Анализ оздоровительной работы в лагере показал, что эффективность оздоровления составляет 100%.
В результате летней оздоровительной кампании 2016 достигнуто значительное улучшение здоровья и физического состояния детей, приобретен необходимый заряд бодрости и хорошего настроения.
Работа с детьми в летний период является гармоничным продолжением образовательного процесса и деятельности педагогического коллектива школы по развитию каждого ребенка, его способности к заполнению досугового пространства общественно-полезной, музыкальной деятельностью, формированию вкуса к активному отдыху.
На протяжении всей смены большое внимание уделялось здоровому время препровождению детей. Каждое утро дети проводили оздоровительную физическую зарядку, чередуя ее со спортивными упражнениями. Ни одного дня не проходило без подвижных игр на свежем воздухе. В лагере дневного пребывания для детей приоритетным направлением в реализации досуговой программы была связь с учреждениями культуры. Для них были организованы «Игровая эстафета», посещение библиотеки на мероприятие, посвящённое Пушкинскому дню, тематические часы на День памяти и скорби, Дню России, проведена беседа «Мои права – мои обязанности», концертная программа : «Что запрелесть эти сказки!», игровая программа «Лето — сказочная страна», конкурсы, игры, забавы, просмотр музыкального спектакля «Волшебник изумрудного царства», экскурсии в городской парк, мероприятия проведённые экологами были посвящены теме года «Охрана окружающей среды», «Земля – наш дом родной».
Отряд «Тэтим» и другие отряды по традиции участвовали в культурной программе национального праздника «ысыах» своего родного наслега и города Якутска.
На протяжении смены был организован отряд «Вожатый»,под руководством выпускницы нашей школы, ныне студентки пединститута Ивановой Айталины, в котором ребята стали помощниками воспитателей в младших отрядах и продолжили свою деятельность с интересной досуговой программой, организовывая различные мероприятия по интересам ребят. Были также организованы досуговые лагерные мероприятия: посещение к/т, соревнования по пионерболу и футболу; ребята приняли участие в акции, посвященной установлению памятника «Мэнэ Таас» герою гражданской войны, председателю рескома Ларионову Дмитрию Акимовичу. Были проведены викторины и конкурсы рисунков по ПДД, «Веселые старты», эстафеты-соревнования, «Мы рисуем лето» — конкурс рисунков на асфальте, дискотека, «Мистер и мисс лагеря». Руководители отрядов ежедневно планировали и проводили воспитательную работу развивающего и спортивного характера, направленную на формирование здорового образа жизни, профилактику вредных привычек, в соответствии с планами работы отрядов. Медик лагеря проводила беседы про здоровое питание, про профилактику желудочно-кишечных заболеваний,о гигиене и чистоте, «Первая помощь при укусе насекомых», «Помоги своему зубу».
В каждом отряде были реализованы социально-досуговые мероприятия по плану.
Каждый день дети всех отрядов ухаживали за огородом и садом на территории школы и сквера села: сажали, поливали, пропалывали и окучивали.
Итогом работы лагеря было вручение ребятам грамот и призов. Ребята много времени находились на свежем воздухе, большинство игр и спортивных занятий проводилось на улице, имели возможность отдохнуть и укрепить свое здоровье. Для участников летнего оздоровительного лагеря было организовано полноценное двухразовое питание в столовой школы.
В ходе реализации программы лагеря были получены следующие результаты:
• При активном участии детей и взрослых в реализации программы возросло чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
• Успешность детей в различных мероприятиях повысило социальную активность, дало уверенность в своих силах и талантах.
• При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагалось оздоровить детей.
• Осуществление экскурсий, походов, поездок помогло детям в обретении новых знаний о родном крае.
Время, проведенное в лагере, не прошло бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.