Концепция воспитательной программы.
МОБУ «Тулагинская СОШ им. П. И. Кочнева» — школа, где обучаются свыше 500 обучающихся, учебно — воспитательную деятельность осуществляют около 50 педагогов. Школа расположена в поселке Тулагино, находящемся на территории муниципального района «Город Якутск» в Тулагино – Кильдямском наслеге. Современные условия жизни требуют от выпускника школы в прежде всего прочную образовательную базу, активную жизненную позицию, целеустремленность, способность ориентироваться в непростых жизненных ситуациях. Сегодняшних школьников окружает масса информации – кино, Интернет, СМИ, реклама. Ребенок постоянно сталкивается с проблемой выбора – друзей, интересов, решений, причем, вероятность принятия необдуманных решений социального характера возрастает на фоне информации, искажающей морально-этические нормы. С этой проблемой сталкиваются педагоги и родители не только крупных городов, но и небольших, как Тулагино, поселков. Поэтому задача современной сельской школы: создание оптимальных условий для позитивной социализации ребенка, гуманизации среды его обитания и жизнедеятельности, которая связана с поиском новых форм в обучении и воспитании учащихся. Школа на селе, без преувеличения, является его образовательным, информационным, культурным и спортивным центром. Кроме того, позиция школы — «у всех на виду» — обязывает и педагогов быть высоконравственными, социально активными, инициативными. А если школа отстраняется от остро волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку односельчан. Сельская школа сегодня является важным механизмом психолого-педагогической поддержки семьи и стабилизации социальной жизни села. Ее культурообразующая функция заключается в том, что школа вынуждена компенсировать недостатки семейного воспитания. Тем более, что в последние десятилетия наблюдается уменьшение роли и значимости семьи в воспитании подрастающего поколения. Сельская школа формирует менталитет личности. При всех разрушительных тенденциях, именно школа призвана сохранять возможность воспитания юных жителей села в духе патриотизма, гражданственности и социальной ответственности. Влияние на развитие личности обучающихся, несомненно, должна оказывать традиционная национальная культура. Таким образом, еще одной задачей школы будет являться сохранение, преумножение ненецкой культуры, пропаганда любви к своему родному краю, Малой Родины. Сельская школа, функционирует в среде традиционной хозяйственной деятельности, которая неразрывно связана с природопользованием. Поэтому знание и применение основ экологии, охраны природы необходимы каждому сельскому жителю. Благодаря школе повышается культурный уровень поселка. Сельская школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе. Воспитательная система школы создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение. В основе воспитательной системы МОБУ «Тулагинская СОШ им. П. И. Кочнева» лежит взаимосвязь четырех социальных институтов: школа – семья – общественность – власть. Взаимодействие этих четырех институтов в формировании личности ребенка должно проходить в духе сотрудничества и взаимопонимания. К чему наша школа и стремится.
Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся включает в себя три взаимосвязанных этапа.
Первый этап (начальная школа).
Познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим. На этом этапе осуществляется поддержка процесса формирования у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к родному селу и ближайшего производственного окружения, нравственных установок, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности.
Второй этап (средняя школа).
Найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности. Поддержка процесса формирования у подростков социально-полезной и профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором своего места в обществе.
Третий этап (старшая школа).
Реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции. Поддержка процесса формирования у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях и их реальными возможностями.
Цели и задачи программы воспитательной работы на 2016– 2017гг.
Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, знание культуры и владение языком своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.
Цель: Воспитание личности социально ориентированной, всесторонне развитой, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека.
Задачи:
1. Организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами коллектива школы.
2. Формирование человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, любящего свое Отечество, свой край гражданина, обладающего национальным самосознанием и характером.
3. Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников.
4. Развитие самоуправления школьников, развитие и упрочнение Совета учащихся школы, как основы ученического самоуправления, социализации, социальной адаптации.
5. Содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
6. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
7. Создание условий для участия родителей учащихся в воспитательном процессе, повышения активности Родительского комитета; привлечение родительской общественности к воспитательному процессу.
8. Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Принципы воспитательной работы
1. Личностно-ориентированный — признание каждого ребенка полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее.
2. Деятельностный – предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.
3. Принцип сотрудничества – взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости, т.е. тех качеств, которых требует от них демократическое общество.
4. Гуманизация воспитания – уважение личности ребенка, достоинства, доверии к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка.
5. Принцип открытости — участие в процессе воспитания всех социальных институтов.
6. Дифференцированный – отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельном.
7. Средовой – учет, использование в процессе воспитания среды окружающей ребенка (семья, друзья, сверстники, уровень социального благополучия, интересы и увлечения и др.)
Субъекты воспитательной среды.
Участниками процесса воспитания являются все учащиеся, члены педагогического коллектива школы и родители (лица их заменяющие) обучающегося. Воспитательную деятельность в школе осуществляют:
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе (планирование, координирование, контроль воспитательной деятельности, все виды отчетности);
- социальный педагог (защита прав ребенка, работа с родителями, профилактика безнадзорности и правонарушений);
- педагог – психолог (диагностика, психокоррекция поведения);
- педагог-организатор (организация воспитательных мероприятий, координирование самоуправления);
- педагог-организатор ОБЖ (организация работы по ТБ, организация мероприятий по ЗОЖ);
- библиотекарь (пропаганда чтения, организация мероприятий по повышению читательской активности обучающихся, деятельность по информированию);
- классные руководители (организация психолого- педагогического сопровождения обучающихся);
- руководители кружков и секций (организация интеллектуальной, творческой, познавательной деятельности обучающихся).
Взаимообратная связь всех субъектов воспитательной среды, начинающаяся и замыкающаяся на ребенке, прослеживается на практике. Все субъекты должны работать в тесном взаимодействии друг с другом на всех этапах педагогического воспитательного воздействия:
ЗНАНИЯ — уяснение основных понятий и норм поведения. Чтобы правильно себя вести, надо знать, как именно надо себя вести и почему надо вести себя именно так, а не иначе.
ЧУВСТВА – отношение к предлагаемым нормам и правилам поведения. В основе отношения — прежде всего понимание, которое приводит к оценочным суждениям.
ПОСТУПКИ – принятие, освоение и превращение полученных норм в личное достояние. Эти понятия неразрывно связаны с действием и проявляются в поступках.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – многократные повторения определенных действий приводят к формированию навыков и привычек правильного поведения, которые в дальнейшем выступают как средство внутреннего побуждения к правильному поведению. Таким образом, давая ребенку какие-либо знания, мы получаем от него эмоциональный отклик. Некоторые эмоции и чувства приобретают устойчивость, появляется потребность совершать социально одобряемые поступки и формируется склонность к определенным видам деятельности.
Направления воспитательной работы.
В центр нашей системы воспитания мы поставили ребенка и определили следующие приоритетные направления воздействия на его личность: интеллект, творчество, патриотизм, здоровье, экология, профориентация, самоуправление.
Интеллект
Задачи:
1. Развивать учебную мотивацию и учебные навыки учащихся
2. Формировать эмоционально-положительное отношение к учебе, знаниям, науке, людям умственного труда.
3. Развивать познавательные способности, любознательность, стремление воспринимать окружающий мир во времени и пространстве. 4. Формировать социальную и коммуникативную компетентность школьников средствами учебных предметов.
5. Стимулировать развитие нестандартности, индивидуальности, одаренности учащихся.
Пути реализации: — общеобразовательные, открытые уроки; — предметные недели; — интеллектуальные марафоны, викторины; — Всероссийская предметная олимпиада школьников; — «День открытых дверей»; — участие в школьных, муниципальных, региональных, российских конкурсах; — выставки художественной и энциклопедической литературы; — занятия с одаренными детьми; — презентация и защита исследовательских проектов.
Патриотизм.
Задачи:
1. Прививать чувства справедливости, любви к семье, школе, селу, краю, Родине.
2. Развивать гражданско-патриотические и нравственные качества учащихся; скромность, личную порядочность, этическое отношение к окружающим.
3. Содействовать процессам самопознания и самосовершенствования личности учащихся.
4. Формировать убеждения, мировоззрения, систему социальных установок.
5. Создавать атмосферу дружбы, взаимопонимания и сотрудничества.
6. Формировать условия для принятия общечеловеческих норм и образцов как ценностей.
Пути реализации: — «День рождения школы»; — неделя гражданско-патриотического воспитания; — неделя якутской культуры; — правовая неделя; — мероприятия, посвященные Дню Победы; — «Смотр строя и песни»; — военно-патриотическая игра «Зарница»; — занятия в кружке, «Юный краевед»; — пополнение материалов в музейный архив; — тематические литературные конкурсы, конкурсы песни, рисунков; — встречи с интересными людьми малой Родины; — классные часы, мероприятия о своем крае.
Здоровье
Задачи:
1. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся с целью воспитания стремления к здоровому образу жизни.
2. Прививать навыки личной гигиены младшим школьникам.
3. Формировать убеждение в важности и красоте физической культуры.
4. Прививать практический интерес к спортивным занятиям.
5. Развивать личностные качества: быстроту, ловкость, находчивость, смелость, коллективизм, дисциплинированность.
6. Формировать понимание сущности здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Пути реализации: — уроки физической культуры; — «Туристический слет»; — туристические походы; — неделя Здоровья; — туристические походы, — спортивные соревнования, эстафеты, «Веселые старты», праздники, спартакиады; — мероприятия по пожарной безопасности, ПДД; — классные часы, презентации по ЗОЖ.
Экология
Задачи:
1.Формировать заботливое отношение к природе во всех ее проявлениях: к человеку, к растениям, к животным, к земле и воде, к родному краю, к миру вокруг.
2. Прививать любовь к природе.
3. Формировать активную позицию защитника окружающей среды.
4. Развивать эмоционально-чувственное восприятие детей.
5. Изучать природу родного края, ее красоту и особенности.
Пути реализации: — общеобразовательные уроки; — трудовой экологический десант; ; — туристические походы на природу; — познавательные конкурсы и викторины; — мероприятия, посвященные Дню Земли; — проектно-исследовательская деятельность, — классные часы, беседы по бережному отношению к природе.
Творчество
Задачи:
1. Развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры.
2. Поддерживать стремление к сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир.
3. Формировать художественно-эстетические взгляды и убеждения, интерес к различным видам искусства.
4. Прививать умения и навыки художественного творчества.
5. Совершенствовать личностные качества эстетической восприимчивости и отзывчивости, благородство души через обогащение внутреннего мира воспитанников.
6. Развивать стремления формировать свою среду по эстетическим, культурным, общепринятым критериям.
Пути реализации: — общеобразовательные уроки; — участие в творческих конкурсах различных уровней; — традиционные мероприятия «День открытых дверей», «Осенний бал», новогодние представления и утренники, «Прощание с начальной школой», выпускные вечера, работа почты Дню Святого Валентина, Хэллоуин; — выступление творческих коллективов на концертах в школе и в наслеге; — организация творческих выставок, презентаций, стендов; — работа с одаренными детьми (вокал, подготовка чтецов, литературное, художественное и прикладное творчество).
Самоуправление
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать систему ученического самоуправления. 2. Включать учащихся в работу школы как субъекта учебной и воспитательной деятельности.
3. Прививать учащимся качества лидера.
Пути реализации: — работа органа самоуправления — Совета учащихся школы, актива классов; — собрания коллективов классов по выборам актива классов; — проведение акций «Сотвори добро», «Милосердие», «Чистый класс», «Мой дневник» и др.; — оформление тематических стендов; — дни самоуправления; — выпуск школьных информационных листков.
Профориентация
Задачи:
1. Проводить просветительскую профориентационную работу среди учащихся и родителей по ознакомлению с возможностями профессионального самоопределения на основе совместной деятельности классных руководителей и администрации школы.
2. Формировать осознанное представление о мире труда и профессий; 3. Развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы; развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию;
4. Формировать убежденность в том, что трудовая деятельность на благо отчизны является формой морально оправданного существования человека;
5. Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, правильный подход к выбору профессий стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов.
Пути реализации: — диагностика, анкетирование по профессиональному самоопределению; — классные часы, индивидуальные беседы по выбору профессий; — взаимодействие со специалистом центром занятости; — занятия в кружке «Разговорный английский»; — родительские собрания; — оформление стендов «Куда пойти учиться», «Самые востребованные профессии»; — встречи с представителями разных профессий; — экскурсия на предприятия и учреждения поселка; — работа спортивных секций, детских объединений.
Работа с семьей
Особое внимание в воспитательной работе школы и класса необходимо уделять работе с семьей. Родители учеников играют важную роль в общей воспитательной системе. Они вместе с детьми с удовольствием принимают активное участие в подготовке и проведении коллективных творческих дел; входят в состав Управляющего совета школы, через который осуществляется руководство школы и всего воспитательного пространства.
Задачи работы с родителями:
- · формирование условий для сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса: целеполагания, отбора содержания, форм, средств воспитания, их реализации, анализа и оценки результатов;
\ · повышение воспитательной функции семьи через консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания школьника;
· создание системы психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям.
- · активизация роли родителей в образовательном процессе.
Формы работы с родителями:
- · индивидуальные консультации, беседы, посещение семей;
· диагностическая деятельность;
- · родительские собрания, лектории, круглые столы;
- · работа родительского комитета классов, школы;
- · осуществление профилактических рейдов в каникулярное время силами родителей;
· организация дежурств родителей во время культурно-массовых мероприятий;
· дни открытых дверей;
· совместные творческие дела и праздники;
Ожидаемые результаты
- Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества.
- Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
- Развитое чувство прекрасного.
- Умение найти своѐ место в творчестве каждого ребенка.
- Массовое участие в культурном досуге.
- Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и села.
- Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего села, района, области, государства.
- Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании.
- Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
- Создание системы педагогической подготовки родителей.
- Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
- Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания.
- Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина постоянная связь с родителями (дневник, телефон, Интернет)
План воспитательных мероприятий на 2016 – 2017 учебный год (проект)
1 четверть |
||||
№ |
Мероприятие |
Класс |
Дата |
Ответственные |
1. | Праздник «Здравствуй, школа» | 1-11 | 01.09. 2016 | ЗДВР организатор |
2. | Урок «Я – гражданин России» | 1-11 | 02. 09. | Кл. рук. |
3. | Мероприятия, посвященные ко дню города | 1-11 | 05 – 11. 09 | Отдельный план |
4. | Мероприятия, посвященные ко дню рождения школы | 1 — 11 | 12-24. 09 | Отдельный план |
Старт проекта «Гимн страны, республики, школы» | 1-11 | сентябрь | ЗДВР | |
Осенняя практика, работа на пришкольном участке | 5-11 | 6-7 сентября | ЗД по агроКл.рук. | |
5. | «Сотвори добро» акция ко Дню пожилых людей | 5 — 11 |
|
СС |
6. | День — учителя | 1 — 11 | 3 – 8. 09 | Кл. рук. 4-х и 11 классов |
7. | Осенняя ярмарка | |||
8. | Кросс наций | 1-11 | Учителя физкультуры | |
9. | Выборы Президента школы | 5 — 11 | 14. 10 | ЗДВР, организатор,СС |
10. | Месячник правонарушений | 1- 11 | октябрь | ЗДВРСоц. педагог
психолог |
11. | Месячник психологического здоровья | 1 — 11 | октябрь | ЗДВРпсихолог |
12. | Чествование номинантов школы «Звездопад» | 5 — 11 | октябрь | ЗДВР, учителя- предметники |
13. | «Helloween» | 5 — 11 | октябрь | ЗДВРОрганизатор
Учителя англ. яз. |
14 | Посвящение в пятиклассники | 5 | октябрь | Классные руководителиСС |
15 | День молока | 1-11 | 29 сентября | ЗДВРОрганизатор
Кл. рук. |
16 | Родительское собрание «Опасность, которая рядом» | октябрь | «Республиканскийсоциально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
|
|
17 | Спортивный праздник «Спорт против вредных привычек | 7-8 | октябрь | «Республиканскийсоциально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
|
2 четверть |
||||
1. | Месячник профориентационной работы | 1-11 | ноябрь | |
2. | Тематический классный час для учащихся «Компьютер: за и против» | 6-7 | ноябрь | «Республиканскийсоциально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
|
3. | Тренинговое занятие «Пути достижения жизненных целей» | 10-11 | декабрь | «Республиканскийсоциально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
|
4. | Тренинг: «Помогая себе, помогаю другим» (на развитие навыков взаимоовыручки и поддержки в трудных ситуациях) | 8-9 | ноябрь | «Республиканскийсоциально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних» |
5. | Новогодняя ёлка | 1 — 11 | декабрь | |
3 четверть |
||||
Месячник, посвященный отцам | 1-11 | февраль | ЗДВР | |
Месячник профилактики правонарушений | 1-11 | март | ЗДВР | |
Месячник психологического здоровья | 1-11 | март | Педагог — психолог | |
1. | «Мин дьо5урум» — встреча с интересными людьми | 1-11 | январь | Кл. рук. |
2. | Неделя родного языка. | 1-11 | ЗДВРУчителя якутского языка | |
3. | «Смотр песни и строя» | 1 — 11 | февраль | ЗДВРКл. рук-ли
Учителя физкультуры |
4. | «Хозяин усадьбы» | 5 — 11 | апрель | ЗДВР |
5. | Слет хорошистов и отличников | 2 — 11 | апрель | Администрация |
6. | «Форум отцов» | 1-11 | февраль | ЗДВР |
Ийэ уерэ5э – мастер – классы мам | 1-11 | март | ЗДВР | |
Тренинговое занятие «На пути к счастью» (на формирование ответственности за свои действия, свою жизнь, развитие навыков самостоятельности). | 10-11 | январь | «Республиканскийсоциально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних» |
|
Тренинг семейных отношений «Я тебя понимаю» | 8-11 | февраль | «Республиканскийсоциально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних» |
|
Родительское собрание «Семья — счастливые дети счастливые родители» | март | «Республиканскийсоциально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних» |
||
Интеллектуальное — шоу «Курильщик – сам себе могильщик» | 6-7 | март | «Республиканскийсоциально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних» |
|
Познавательная игра «Будьте здоровы» | 5-6 | март | «Республиканскийсоциально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних» |
|
4 четверть |
||||
День национальной одежды | 1-11 | 15 апреля | ||
Игра по станциям «Я — родитель» | 10-11 | май | Республиканскийсоциально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних» |
|
Мероприятия, посвященные ко Дню Победы | 1 — 11 | май | Администрация | |
Последний звонок | 9, 11 | май | ЗДВР | |
Турслет | 5 — 11 | май | ЗДВРУчителя физ-ры | |
«Ньукуолун кунэ» — встреча лета | 1-8 | 22 мая | ЗДВРКл. рук. | |
Психологические занятия для родителей: «Наука быть семьей» | май | Республиканскийсоциально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних» |